Как ретейл пришел на помощь общепиту в сложные времена

Марта 23, 2022
Как ретейл пришел на помощь общепиту в сложные времена
Когда пандемия стала реальностью, в тяжелые времена ретейл пришел на помощь ресторанному бизнесу

Рынок общепита изменяется под воздействием нового веяния - QR-коды, локдауны, пандемия - всё то, что пришло к нам после всплеска всеобщего заражения "Ковидом". В прошлом году понемногу индустрия начала свое восстановление. Последующий рост и достижения показателей, которые были до пандемии, связаны с цифровизацией сферы, развитием туристической индустрии и возвращением спроса.

В прошлом году заведения общественного питания в нашей стране начали неспешное восстановление. Если верить данным Росстата, оборот улучшился на 23,5 процента (до 1 триллиона 876,1 миллиарда руб), в сравнении с 2020г. Но опять же - до пандемии показатели были лучше: оборот заведений общественного питания в 2021г уменьшился на 4,4 процента (если сравнивать с 2019г) в сопоставимых ценах.

Стоит напомнить, что индустрия общепита очень пострадала от долгой пандемии. В 2020 году общепитовский рынок был сокращен на 25 процентов (в денежном выражении). На 34 процента сократились продажи в стране. Хуже дела шли только у туристического бизнеса.

В сумме выручка всех отраслевых компаний в РФ в позапрошлом году снизилась до 1,4 триллиона рублей (в 2019г - 1,9 триллиона рублей). "Причем это худший рекорд за прошлые 7 лет". Только на 3,2 процента был сокращён объем торговли в розницу во времена жестких соцограничений.

В период самоизоляции 20-го года отраслевые сложности оказались глубже и хуже, чем в период кризиса 2015-2016гг - в тот период рыночный объем упал с 5 до 2,9 процента.

Согласно анализу специалистов, до коронавируса (2017-2019 гг) индустрия общепита росла на 6 процентов в среднем каждый год. Большим толчком послужил футбольный ЧМ в 2018 году. Спустя год всего посещений заведений общественного питания достигло 2,9 миллиона, на 18 процентов больше, чем в 2015-м году.

Динамика оборота общепита в России

Самым серьезным образом в пандемийный 2020-й был сокращен оборот в сфере casual dining (места, где при отличном сервисе очень демократичные цены, их примерно 16,5 процента рынка общепита), а также fine dining (заведения высокой кухни - их 4,9 процента) - на 1/3. Выручка в кафешках упала на 28,7 процента, а фастфуда - на 15 процентов. Количество ресторанов общепита к концу 20го года снизилось на процент (до 87,2 тысячи заведений).

Полотенца в стандартных рулонах

Общем отечественного рынка общепита

Общепит попал в печальный список пострадавших от локдауна, поэтому участники отрасли (среди них и те, кто реализует подакцизные товары) получили господдержку - льготы на кредиты на выплату зарплаты, субсидии, каникулы по налогам. Опрос 2021 года показал, что 31 процент заведений этой господдержкой воспользовались, потратив ее на маски, перчатки и тд, 25 процентов - воспользовались субсидией на приобретение оборудования, а 24 процента - взяли кредит на заработную плату.

Когда летом ввели QR-коды, то испытания для бизнеса продолжились. Оксана Кузнецова, одна из основательниц La Poste, пекарни и кафе: "В списках на государственную поддержку нас не было. Зато нам пошли на встречу арендодатели, уменьшили аренду. А кого-то поддержало партнерство с ретейлом".

Когда ретейл пришел на помощь

Продовольственный ретейл не особо пострадал от пандемии, и он же стал поддержкой для заведений общепита. Магазинам пришлось столкнуться с доп.нагрузкой, поскольку стал отдельно развиваться сервис доставки, выросла потребность в персонале, в итоге на какое-то время на работу брали тех, кто ранее работал в общественном питании. "Магнит" и прочие ретейлеры нанимали работников KFC, Бургер Кинг, "Шоколадницы". Помимо этого была запущена программа, поддерживающая бизнес ресторанов, в рамках которой клиенты розницы могли получить скидку в ресторанах, участвующих в этом проекте. Заведения общепита при этом компенсировали полноценную сумму скидок кэшбеком при закупках продовольствия в сетевых магазинах. В итоге всего было использовано клиентами свыше 60 тысяч купонов, около 1,3 тысяч партнерских заведений заработали кэшбеком 15 миллионов руб.

"Наш проект должен был поддержать заведения, чтобы они смогли восстановиться после пандемии, но вместе с этим он стал постоянной программой лояльности, мы стали привлекать больше клиентов в различные российские рестораны". Особым спросом программа пользовалась в столице, в Питере, Ижевске и других городах. Проект даже взял награду "Лучшая программа лояльности в сегменте ХоРеКа".

Те, кто задействован в индустрии общепита - основная ЦА Metro. Свыше 58 тысяч разноформатных заведений сейчас стали клиентами ТЦ сети. И компания время от времени обновляет решения и сервисы для всех.

В общем и целом, по мнению Игоря Бухарова, бизнес смог сплотиться в борьбе с коронавирусом. "Когда ситуация стала сложнее, индустрия объединилась, началась взаимопомощь". Федерация рестораторов и отельеров России поддерживает общую консолидацию. Весной, к примеру, она выступила с Декларацией, которая должна была объединить позиции рыночных игроков и арендодателей, когда требовалось решить вопросы аренды в период пандемии.

Соусники

Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Скидка на первые 2 заказа до 12%
Каталог по брендам
Наши подарки
Спецпредложения
Товары со скидкой - 50%
Оптовые цены
Новинки
Эко товары
Стройхимия
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео