Продавцы пожаловались на маркетплейсы в ФАС

Июня 30, 2022
Продавцы пожаловались на маркетплейсы в ФАС
Продавцы популярных маркетплейсов обратились в ФАС с просьбой, дабы представители ведомства проверили механизм, по которому проводятся распродажи.

Участие в них вынужденное, а итог зачастую печальный - снижение маржинальности торговцев. Если же кто-то из продавцов захочет отказаться от участия, ему увеличат комиссию за работу на маркетплейсе. Всё это является нарушением антимонопольного закона, но можно ли что-то сделать? Юристы лишь разводят руками.

Всё началось с того, что "Опора России" обратилась в Федеральную антимонопольную службу с письмом, где попросила разъяснить, насколько допустимо проведение акций с большими скидками, учитывая законодательство на антимонополию. Ныне маркетплейсы заставляют торговцев принимать активное участие в распродажах. Между тем законодательство, защищающее конкуренцию, не дает права координировать экономическую деятельность, если из-за неё приходится устанавливать и поддерживать скидки. Ежели продавец отказывается от участия в распродажах и предоставлениях скидок, то увеличивается комиссия до 10 процентов за участие в деятельности интернет-площадки. В частности, данная политика присуща Wildberries - в среднем она снижает комиссию на 12 процентов тем, кто участвует в акциях.

Владелец goOMNI Ефим Алдухов утверждает, что Wildberries и другие интернет-площадки по логике обязаны компенсировать потери продавцов во время распродаж и акций, но этого нет.

Заместитель председателя Руспродслюза Д. Леонов согласен с ним и называет данную практику "недобросовестной": "Участвуют и производители продуктов питания, а это ущемление прав поставщиков, само собой это отрицательно влияет на экономику продаж через интернет-канал". Исходя из политики интернет-магазина, нельзя бизнесменам повышать цены: когда рассчитывается рекомендованная скидка Wildberries зачастую смотрят на среднюю цену товара за прошлый месяц.

Представители маркетплейса утверждают, что торговцы самостоятельно решают, будут ли они участвовать в акции и с какими ценами. Площадка лишь оплачивает доставку, маркетинг и хранение. От каких-либо ограничений открещиваются Озон и "Яндекс.Маркет". Алдухов соглашается, что другие интернет-площадки действуют по-другому, без жестких рамок, но когда давит один - это влияет и на остальных. "Если цены продавца на Озоне будут дороже на 15 или 20 процентов, чем в том же Wildberries, то есть вероятность потерять, к примеру, премиум-товары, а это уже снижение на 20-30 процентов продаж на интернет-площадке".

Партнерство с маркетплейсами играет большую роль для торговцев. Аналитики говорят, что в прошлом году им удалось сформировать 3,4 процента оборота общего розничного рынка в России, что приравнивается к цифрам на рынках и ярмарках - 4,6 процента. Ярослав Кулик, Kulik&Partners Law.Economics: "Ряд участников не находятся на доминирующих ролях, но при этом могут быть временами очень важным каналом продаж. Пока не принят 5-й антимонопольный пакет, чьи пункты затрагивают работу маркетплейсов. На минувшей неделе подписали "Стандарты по взаимодействию интернет-площадок с продавцами товаров", они хоть и являются компромиссом, но нормативной базы под ними нет.

Павел Иккерт, "Иккерт и партнеры": "Если по требованию интернет-площадки устанавливаются скидки, то маркеплейс прямо воздействует на цены". Всё это сродни к созданию вертикального картеля, то есть есть причины привлечь его участников и координатора к ответственности, а именно к оборотному штрафу в размере от 1 до 15 процентов выручки, которая была получена по итогам продажи товаров с нарушениями". Впрочем, по словам специалиста, требования интернет-площадок, скорее всего, не формализованы. "Возможно, это похоже на то, что продавцы идут на это добровольно".

Чтобы Федеральная антимонопольная служба квалифицировала действия маркетплейса как нарушение, нужно доказать его доминирующее положение, а также факт предложений, которые не являются выгодными для контрагентов и что те возражений не имеют. По словам Ирины Акимовой, BGP Litigation, сделать это нелегко: "У представителей интернет-площадок есть свои аргументы. К примеру, они обеспечивают доступность товаров клиентам в сложных условиях, когда на всё растут цены".

Так или иначе, компания Almin уже долгое время сотрудничает с маркетплейсами и может помочь вам выгодно продвигать на популярных интернет-площадках (Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, AliExpress) свои товары. Более подробную информацию можно получить по ссылке.


Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Скидка на первые 2 заказа до 12%
Каталог по брендам
Наши подарки
Спецпредложения
Товары со скидкой - 50%
Оптовые цены
Новинки
Эко товары
Стройхимия
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео