Кофейные масштабы

Августа 22, 2014
Кофейные масштабы
В 2012 г. количество торговых точек крупнейших сетей кофеен Европы выросло на 8% и достигло 11447. Первое место в рейтинге, как и в предыдущем году, занимает британский бренд Costa Coffee с ростом 15%. Представляем ежегодное исследование европейского рынка кофеен от журнала «Foodservice Europe & Middle East». В этом году в рейтинг топ-70 попали сразу четыре российских бренда.
Traveler's CoffeeTraveler's Coffee

Европейский рынок кофеен, похоже, далек от насыщения. Крупные игроки, занимающие ведущие позиции в рейтинге, сумели в 2012 г. расширить свои сети, иногда довольно значительно, несмотря на тяжелые экономические условия во многих регионах. Пожалуй, самым проблемным регионом оказалась Испания: шесть из 19 брендов кофеен с отрицательной динамикой роста в 2012 г. родом из этой страны.

В будущем конкуренция на кофейном рынке усилится, что станет результатом роста как количества брендовых кофеен, так и числа игроков, стремящихся расширить свою деятельность в этом секторе. Пекарни, сэндвичные сети, автозаправки и отдельные розничные заведения готовы вкладываться в развитие кофейного бизнеса, зная, что он приносит прибыль. Вся эта деятельность способствует повышению требований потребителя к качеству продукта и появлению кофеманов: это гурманы в области кофе, обращающие внимание на такие параметры, как происхождение зерен, навыки бариста и используемое в кофейне оборудование. Деятельность молодых предпринимателей способствует повышению интереса к качеству кофейного зерна, микролотам и альтернативным способам приготовления кофе.

Стаканчики для кофе

70 ведущих игроков

В рейтинг включены 70 игроков на рынке кофеен, которым в общей сложности принадлежит 11447 заведений в Европе. Рост количества точек за 12 месяцев составил 8,3% (2011: 8%, 2010: 4%, 2009: 3%, 2008: 16%).

Лидером европейского рынка остается Costa Coffee: 1787 точек в 16 странах Европы.

Впервые в истории рейтинга у каждого из трех ведущих брендов более 1500 точек. Самые сильные показатели роста - у Costa Coffee: по итогам 2012 г. сеть выросла на 237точек (15%).

2012 год стал годом противоположных тенденций: 45 брендов открыли новые заведения, тогда как 19 игроков сократили количество точек. Шесть компаний остались с прежним числом заведений.

Лидеры относительного роста рынка кофеЛидеры абсолютного роста рынка кофе

Рост количества заведений: на первом месте в абсолютном исчислении Costa Coffee (+237), за лидером следуют McCafe (+186), Caffe Nero (+104), Starbucks (+78) и британский бренд Coffe Republic (+60). В относительном исчислении лидирует испанский бренд Doopies & Coffee: число кофеен под этим брендом выросло на 88%. За ним следуют Coffee #1 (75%) и АМТ Expresso (63%), оба бренда родом из Великобритании.

70 ведущих сетей кофеен происходят из 21 страны: 13 брендов из Испании, 12 из Германии, девять из Великобритании, по четыре из Нидерландов и России. Следует отметить, что в десятку лидеров вошли две российские компании, всего же их в рейтинге представлено четыре. Помимо «Шоколадницы» и «Кофе Хауза», которые традиционно входят в десятку лидеров, на 27-м месте оказалась сибирская сеть Traveler’s Coffee, увеличившая в 2012 г. количество кофеен на 42%, а 62-ю строчку заняла сеть «Кофеин».

Семь из 70 участников рейтинга ведут бизнес в десяти или более странах. 33 бренда представлены только на одном рынке - в своей стране происхождения. Наиболее широко представлены в Европе сети Segafredo (37 европейских стран), McCafe (26) и Starbucks (23).

12 компаний-лидеров

Costa CoffeeCosta Coffee

1. Costa Coffee. Под брендом Costa Coffee (владелец - Whitbread) работает 1787 точек в 16 странах. Рост сети вновь составил 15%. Таким образом, британская концепция укрепилась на занятом ею в 2011г. первом месте в рейтинге ведущих кофеен Европы. В 2012 г. Costa вышла на два новых европейских рынка - на Мальту и во Францию. В 2013 г. ожидается выход компании на новые рынки в Европе, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Азии. По всему миру под брендом Costa Coffee работает 2346 заведений.

Кофе Costa также продают в 1986 вендинговых автоматах под брендом Costa Express, расположенных на заправочных станциях, в магазинах, учреждениях образования и здравоохранения, созданных после покупки компанией Whitbread фирмы Coffee Nation в 2010 г. Бренд Costa Coffee также присутствует в меню британских отелей, ресторанов и пабов, особенно тех, которые принадлежат Whitbread. В прошлом году начался выпуск напитков Costa в капсулах для домашнего потребления в сотрудничестве с производителем кофеварок Tassimo. Предлагается три вида кофе в капсулах: капучино, латте и американо. Costa также продвигает ассортимент обжаренного и молотого кофе, продающегося через супермаркеты. По словам Шарлотт Лоури, менеджера по международным коммуникациям Costa Coffee EMEI, разнообразные каналы дистрибуции способствовали повышению уровня узнаваемости бренда Costa.

McCafeMcCafe

2. McCafe. Концепция «кофейни в ресторане» компании McDonald's присутствует в 26 европейских странах. Первые три страны по величине оборота - Германия, Франция и Австрия. В 2012 г. компания сосредоточилась на дальнейшей экспансии на существующих национальных рынках, ввела в ассортимент в ряде стран (в том числе Испании и Франции) пирожные «макарон» и нарастила присутствие на итальянском рынке. Одной из основных задач на ближайшие годы в сети видят наем, обучение и удержание персонала - кофейных энтузиастов. McCafe готовится решать ее с помощью собственных программ обучения и мотивации персонала, таких как «Команда олимпийских чемпионов».

Starbucks drive through

3. Starbucks. Мировой лидер на рынке кофеен имеет более 18 300 заведений по всему миру. На европейском рынке число точек в 2012 г. выросло на 5% (2011: 8%). На конец года под брендом Starbucks работало 1553 заведения. Компания вложила немалые средства в свою кампанию по продвижению эспрессо. В феврале 2013 г. была открыта первая кофейня Starbucks в формате drive through в Германии (в Дюссельдорфе). 20 других кофеен в этом формате уже работают в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке: эти заведения относятся к самым прибыльным в регионе.

В начале года в структуре управления европейскими рынками произошли некоторые изменения. В национальных штаб-квартирах, в том числе в Германии, Франции и Австрии, больше нет позиции генерального директора. Фрэнк Вуббер, базирующийся в Цюрихе и представляющий чрезвычайно прибыльный швейцарский рынок, займет пост вице-президента по континентальной Европе. Европейская штаб-квартира в Амстердаме под руководством Мишель Гасс, президента Starbucks ЕМЕА, возьмет на себя все остальные функции.

Самые популярные бренды Европы

4. Tchibo. Немецкая компания-поставщик кофе в 2013 г. закрыла 30 заведений. Tchibo принадлежит 830 кофе-баров в восьми европейских странах. Некоторое время назад в Германии был представлен новый дизайн заведений, который будет тиражироваться и на другие рынки.

5. Caffe Nero. Caffe Nero продолжает менять оформление и планировку заведений в рамках программы переоборудования кофеен и эволюции бренда, основанной на обратной связи с потребителями. Летом 2012 г. была запущена новая линейка напитков - Frappe Creme Iced Drink. Количество киосков Nero Express, в основном расположенных на железнодорожных вокзалах, в 2013 г. должно вырасти до 35. Предложение в кофейнях Великобритании и за ее пределами примерно одинаковое: итальянский кофе премиального качества, выпечка в ассортименте, теплые интерьеры, большое внимание к деталям плюс немного местного колорита в меню и оформлении заведений. В Green Caffe Nero в Польше (в партнерстве с Green Coffee) также предлагают еду, приготовленную на месте, есть там и собственная пекарня.

Шоколадница«Шоколадница»

6. Segafredo Zanetti. Итальянский бренд кофеен в 2012 г. показал 4%-ный рост. Теперь сеть Segafredo насчитывает 500 заведений в 37 странах Европы, всего в мире 600 кофеен под этим брендом. Приметой 2012 г. стало усиленное развитие на новых рынках, в том числе в Африке, Южной и Центральной Америке. В Европе недвижимость стала слишком дорогой.

7. «Шоколадница». Концепция, основанная в 2001 г. российским предпринимателем Александром Колобовым и его семьей, на конец 2012 г. насчитывает 339 заведений. Это крупнейшая сеть кофеен на территории бывшего СССР, по количеству заведений она входит в пятерку крупнейших операторов общественного питания в России. Сеть с полным обслуживанием в последние годы отмечает значительный рост (в 2012 г. открылось 40 новых точек). Расширение проводится как за счет корпоративных точек, так и по франчайзингу. Заведения под этим брендом работают в пяти странах: России, Украине, Армении, Казахстане и Азербайджане.

8. Coffeeright. Кофейный бренд, принадлежащий греческой Gregory's Group, в 2012 г. увеличил количество заведений на 2%. Одним из важнейших для компании событий в прошлом году стало открытие кофейни в Нассау на Багамских островах.

Кофе Хауз«Кофе Хауз»

9. «Кофе Хауз». Второй по величине игрок на рынке кофеен России начал работу в 1999 г. На конец 2012 г. сеть насчитывает 235 корпоративных точек в России и Украине. По франшизе бренд не работает. Компании принадлежат и другие ресторанные концепции, среди них «Азия Кафе», «Винегрет Кафе» и «Арома Кафе» (последнюю запустили в 2012 г.), но они представлены на рынке гораздо меньше, чем основной кофейный бренд.

10. Hema Koffiebuffet. Сеть универсальных магазинов Hema продолжает расти не только на своем родном рынке, в Нидерландах, но и в других странах Европы. Кроме того, компания ведет подготовку к открытию первого магазина в Китае в 2013 г. Количество магазинов превысило отметку 600, 485 из них расположены в Нидерландах, 90 в Бельгии, 10 в Германии, 10 во Франции, четыре в Люксембурге. Примерно в 215 магазинах работают кофе-бары Koffiebuffet.

Основной рост приходится на более мелкие магазины под названием Hema om de hoek («За углом») средней площадью 500 кв. м с ограниченным предложением (без Koffiebuffet) и на Hema Station Shops на крупнейших железнодорожных вокзалах Нидерландов, а также Антверпена и Парижа. Во всех заведениях на вокзалах есть кофейные стойки, где продают кофе для потребления на месте или навынос.

Лотки для горячих стаканов

11. Coffeeshop Company. «В 2012 г. нам посчастливилось наблюдать рост во всех подразделениях компании», - заявляет генеральный директор Райнольд Шарф. Компании Scharf Croup со штаб-квартирой в Австрии принадлежит 199 кофе-баров, рост в 2012 г. составил 22%. Россия, Австрия и Германия - страны, лидирующие по величине оборота. В числе основных тенденций сегмента кофеен в Scharf отмечают растущий спрос на высококачественный кофе, быструю, но здоровую еду, природную питьевую воду и свежий лимонад. Количество заведений под этим брендом по всему миру - 269.

Espressamente IllyEspressamente Illy

12. Coffee Republic. Основанная в 1995 г. сеть в июле 2009 г. перешла под внешнее управление и была выкуплена владельцами компании Arab Investment Ltd, занимающейся девелоперским бизнесом. Сейчас бренд объединяет две компании: Coffee Republic Training Ltd (корпоративные кофейни) и Coffee Republic Retail Ltd (заведения, работающие по франшизе, все точки за пределами Великобритании). В 2011 г. в кофейнях появились новые интерьеры, кроме того, была сделана попытка внедрить меню в стиле кулинарии с приготовлением блюд на месте, однако это привело к снижению скорости обслуживания и повышению затрат на рабочую силу. За пределами Европы бренд присутствует в Саудовской Аравии (5 точек), ЮАР (3), Иордании (1), Кувейте (10), Пакистане (1).

Рейтинг 70 ведущих игроков на европейском рынке кофеен - результат совместной работы редакции и корреспондентов «Foodservice Europe & Middle East».

McCafe в ЕвропеStarbucks

«Источник: FoodService №6 2013 г.»

Этой новостью можно поделиться в соц. сетях:

Товар добавлен в корзину!
Вход
Регистрация
Скидка на первые 2 заказа до 12%
Каталог по брендам
Наши подарки
Спецпредложения
Товары со скидкой - 50%
Оптовые цены
Новинки
Эко товары
Стройхимия
Просмотренные товары
Контакты
Торговые марки
Новости
Полезное видео